Идейные инвестиции

Ценные бумаги в формате «мини»

Почтовые марки – это не только объект коллекционирования, но и материальный актив, подходящий для альтернативных инвестиций. Интерес для инвесторов  марки представляют потому, что их цена мало зависит от ситуации на финансовых рынках или от состояния дел в экономике. Основной фактор ценообразования здесь  - конкуренция состоятельных коллекционеров за право обладать филателистической ценностью. А еще цену на рынке почтовых редкостей поддерживает ограниченное предложение: можно эмитировать новые дензнаки, можно добыть новое золото и драгоценные камни, но нельзя напечатать новых экземпляров легендарного «Черного Пенни» (Penny Blacks) – первой в истории почтовой марки, отметившей в мае 2015 года свое 175-летие…

Финансы и филателия

Обладатель одной из богатейших в мире коллекций марок, инвестиционный управляющий и соучредитель PIMCO Билл Гросс, рассказывает, что к вложениям в марки его подтолкнула ошибка матери. Однажды она купила большое количество только что выпущенных юбилейных почтовых знаков, рассчитывая, что лет через 20, когда сын пойдет в колледж, они будут стоить целое состояние, и их продажа позволит выручить деньги на его обучение. Какого же было ее разочарование, когда через 20 лет выяснилось, что марки стоят не больше, чем в момент покупки!

Билл Гросс был уверен, что идея матери использовать марки для  вложения средств была здравой, нужен был просто другой подход. Он решил оценить инвестиционную привлекательность марок точно так же, как анализировал ее у финансовых инструментов. И пришел к выводу: не все марки пригодны для инвестирования, а только относительно редкие, которые представляют интерес для богатых коллекционеров. Именно их  финансист и стал приобретать. Его инвестиционный расчет оказался верен – на аукционе в 2007 г. Гросс продал часть своей коллекции, в которой были представлены ранние выпуски британских марок, за 9,2 млн. долларов. На их покупку в 1998-2001 годах он потратил 2,5 млн. долларов. «Это лучше, чем вложения в акции», -  констатировал тогда финансист, подсчитав прибыль.

Метко, если редко

В ноябре 2012 г. компания Paul Fraser Collectibles опубликовала результаты опроса 10 тысяч крупнейших коллекционеров из 214 стран мира. Самым популярным объектом собирания оказались редкие марки. На вопрос относительно мотивов коллекционирования 18,0% респондентов ответили, что это любимое увлечение; 6,7% признались, что движимы инвестиционными целями, и большинство, 69,3%, сказали, что сочетают корысть и удовольствие. Т.е. 76% коллекционеров рассчитывают на собирании почтовых марок заработать. И эти ожидания вполне справедливы. Если только речь идет о редких экземплярах.

Ведущий британский дилер на рынке почтовых марок Stanley Gibbons, ведущий свою историю с 1856 года, отслеживает его динамику с помощью двух ценовых индексов. Если верить его расчетам (последняя статистика доступна для 2014 года), наиболее редкие британские марки из индекса GB30 Rarities Index (выпущенные в период с 1840 по 1903 гг.) подорожали в 2014 г. на 2,4%. Сам индекс показал положительный прирост 45-ый год подряд. За 10 лет (2005-2015) прирост индекса составил 120,1%, что соответствует среднегодовому приросту (compound annualised growth rate) 8,21%. За 45 лет среднегодовой прирост составил 10,03%. Запущенный в начале 2012 г. более представительный Stanley Gibbons GB250 Index (в его расчетную базу входят 250 премиальных британских марок) в 2014 г. вырос на 2,05%. За последние 10 лет (2005 - 2015) он показывает прирост 165,72%, что соответствует среднегодовой доходности (CAGR) 10,27%.

И у редких марок, как считают в Stanley Gibbons, где в 2003 г. появился специальный инвестиционный отдел, есть все шансы и дальше дорожать на 10% в год. Предпосылки просты: сокращение предложения из-за оседания редких марок в частных коллекциях и рост спроса, особенно со стороны коллекционеров и инвесторов из крупнейших развивающихся стран.

Марки неплохо смотрятся среди других предметов коллекционирования, которые используются состоятельными людьми для альтернативных инвестиций. Согласно Knight Frank Luxury Investment Index, редкие марки за 10 лет на конец 2015 г. прибавили в цене 166%.

Существуют и академические исследования на счет инвестиционной привлекательности почтовых марок. Например, в своей работе "Ex post: The investment performance of collectible stamps» авторы Elroy Dimson и Christophe Spaenjers изучили каталожные цены британских коллекционных марок за период 1900–2008 гг.. Среднегодовой прирост их стоимости был оценен ими в 7,0% в номинальном выражении и 2,9% в реальном (с учетом инфляции). Историческая доходность марок получилась выше, чем у облигаций, но ниже, чем у акций. Ценовая волатильность у марок и акций оказалась сопоставима.

Различай и покупай

Важно различать коллекционные марки, которые филателисты собирают исключительно для собственного удовольствия, и марки инвестиционного качества, ценные тем, что они имеют потенциал удорожания. К последним обычно относят редкие экземпляры в безупречном состоянии. В Stanley Gibbons инвестиционными считают все раритетные и знаменитые марки, начиная с легендарного «Черного Пенни» и до почтовых знаков колоний Британской империи. Кроме того, в инвестиционную категорию входят марки, имеющие тот или иной дефект – ошибку в цвете или надписи, перевернутое изображение. Выпуск с подобным типографским браком обычно идет под нож, а единичные экземпляры, попадающие в обращение, становятся желанным трофеем для коллекционеров.

Например,  в мае 2012 г. на аукционе China Guardian Auctions почтовая марка Китая 1968 г. «Вся страна красная» (The Whole Country Is Red) была продана за рекордные для китайских почтовых ценностей цену - 7,3 млн. юаней (около $1,155 млн. по курсу на тот момент). Она  примечательна тем, что была изъята из обращения в день выхода, поскольку Тайвань на ней не был отмечен как часть Китая. Считается, что сохранилось всего 8 экземпляров марки. Тот, что ушел с молотка, являлся лучшим по сохранности. Цена продажи позволила марке войти в десятку самых дорогих почтовых марок мира.


Вообще нужно отметить, что китайские марки пользуются сейчас особой популярностью, а сам китайский рынок филателистических ценностей, наверное, самый динамичный в мире. Разбогатевшие китайцы заделались страстными коллекционерами марок, тем более, что долгое время филателия в Поднебесной была под запретом – товарищ Мао считал это увлечение буржуазным, а посему вредным. По некоторым оценкам, в мире около 60 млн. коллекционеров марок. И как минимум треть из них – китайцы. Еще треть – жители других азиатских стран. Растущая популярность коллекционирования марок в регионе привела к ценовому буму на китайском филателистическом рынке. Stanley Gibbons проанализировал ценовую динамику 200 редких китайских марок инвестиционного качества с 1989 г. по май 2014 г. Оказалось, что их стоимость за указанный период выросла более чем на 4 млн. фунтов, с 356165 фунтов до 4522300 фунтов, что соответствует среднегодовой доходности за 25 лет в 10,7%.


Редкость и уникальность марки означает, что на нее всегда будет существовать коллекционный спрос. Ограниченное предложение гарантирует рост цены, провоцирующий в дополнение к коллекционному еще и инвестиционный спрос. Вот та простая связка, которая обеспечивает ценовую устойчивость рынка марок. Он растет медленно, но верно, за что получил эпитет «черепаший». Марки долгое время могут не меняться в цене, а потом, с появлением новой волны спроса, начать дорожать. Поэтому для вложений в них оптимальным называется срок 5-10 лет, это чистый вариант инвестирования buy and hold. 

А вот обычные коллекционные марки неуклонно дешевеют. Их реальная цена на поверку оказывается заметно ниже каталожной. Причина – сжатие массового филателистического рынка из-за падения интереса к собиранию марок в мире в целом и «старение» этого увлечения. И, кстати сказать, падение общего интереса к коллекционированию марок перевешивает рост «инвестиционного» интереса к ним. Продажи дилера Stanley Gibbons падают. Недавно ему пришлось привлекать на рынке 10 млн. фунтов, в основном для  того, чтобы расплатиться с долгами на 6 млн. фунтов. Акции Stanley Gibbons (LSE: SGI) за январь-март 2016 года упали в цене на 75%. За последний год (на 11 апреля) падение превысило 91%.

Эмоционально-прагматичные вложения

Для коллекционеров в цене каждой марки присутствует эмоциональная составляющая. Страстный собиратель не постоит за ценой, чтобы заполучить в коллекцию недостающее звено. А вот инвесторы должны смотреть на рынок марок беспристрастно, исключительно с позиций соотношения спроса и предложения: есть редкий ограниченный товар и постоянно растущая армия коллекционеров и инвесторов, желающих его приобрести.

С чисто инвестиционной точки зрения, марки - товарный актив. Отсутствие корреляции с такими традиционными активами как акции, облигации и сырьевые товары, а также темп удорожания, перекрывающий инфляцию, делают их хорошим дополнением к инвестиционному портфелю, позволяя снизить риски и улучшить потенциальную доходность. Марки теоретически могут выступить той «соломкой», которая в период кризиса спасет капиталы инвестора от болезненного обесценения. В 2008 году на фоне обвального падения фондового рынка, рынка недвижимости и даже некоторых товарных рынков, которые использовались для альтернативных инвестиций, индекс GB30 Rarities показал рост на 38,6% (!), индекс GB250 вырос на 32%.

В то же время финансовые консультанты не советуют злоупотреблять таким экзотическим инструментом, отводя маркам в инвестиционном портфеле максимальную долю в 10%. Здесь есть свои риски, причем немалые. 

Марки - неликвид: продать их быстро и выручить желаемые деньги довольно трудно. Максимальную цену за коллекцию можно получить на аукционе, но с вашего дохода будет удержана высокая комиссия в 15-20%. Дилер может согласиться оперативно выкупить у вас марки, но цену он назначит на треть ниже средней по рынку. Продать марки другому коллекционеру реально, если вы профессионал и имеете солидную репутацию – в противном случае, вас не будут рассматривать как надежного контрагента.

Вообще купля-продажа марок подразумевает значительные транзакционные издержки. И при покупке и при продаже вы должны учитывать интерес дилера или аукционного дома. Вы всегда приобретаете марки по завышенной цене и реализуете  по заниженной, что съедает существенную часть вашей прибыли от инвестирования. Нужны годы, чтобы прирост стоимости коллекции покрыл все наценки и комиссии.

Владельцу почтовых марок предстоят и другие расходы. Нужно озаботиться созданием правильных условий для их хранения. Ведь марки по существу - клочки бумаги, которые легко превращаются в прах под воздействием света, влажности, жары и холода. Дорогой коллекции не помешает и страховка, ведь марки  - весьма удобный объект для хищения.

С появлением онлайновых аукционов, того же eBay, рынок значительно расширился, продавцам и покупателям стало легче находить друг друга, проведение самой сделки стало обходиться дешевле.  Марки вообще оказались идеальным товаром для Интернет-торговли: относительно высокая цена при маленьком весе, компактность, простота доставки, возможность через сканирование получить точное изображение предлагаемого к продаже  лота, чтобы контрагент видел его состояние. Однако специалисты предупреждают, что онлайновые сделки подходят, скорее, для любительского уровня филателии,  для марок дешевых и средних по цене, ибо велик риск обмануться с их подлинностью и состоянием. При инвестиционной покупке такие промахи недопустимы. (Среди онлайновых филателистических аукционов можно также упомянуть Sandafayre, County Philatelic Auctions, Regency Stamps, Raritan Stamps, Vance Auctions и Nordphila).

Особенность ценообразования на рынке почтовых знаков оплаты - тоже риск. Цена каждый раз определяется индивидуально,  исходя из места и времени сделки, а также состояния марки. Стоимость по каталогу (самые популярные – американский Scott, британский Stanley Gibbons, германский  Michel и французский Yvert & Tellier) служит лишь ориентиром, хотя и отражает результаты аукционных торгов и розничных продаж. Обычно коллекционеры попросту знают, с каким дисконтом нужно считать  итоговую цену по тому или иному каталогу. Реальная стоимость марок, не являющихся уникальными, у дилеров почти всегда ниже каталожной на 50-70%. Большой конфуз с толкованием происходит тогда, когда инвестор покупает сток из дешевых марок и рассчитывает, что их высокая  стоимость по каталогу обеспечит им хорошую цену, когда придет время продавать. А на поверку выходит, что «коллекция», по каталожной стоимости тянущая на 10 тыс. долларов, на рынке стоит не больше 100 долларов.

Учитывается и состояние марки - в зависимости от него рыночная цена может варьироваться от 2 до 100% от той, что указана в каталоге. Инвестиционным считается качество superb mint (чистая марка идеальной сохранности). Кроме того, на цену марки влияет объем выпуска и количество экземпляров в обороте, страна происхождения, и то, что на марке изображено.

Рынок марок не регулируется, и никакой защиты прав инвесторов здесь нет. Поэтому в отношениях с контрагентами нужно проявлять осторожность и иметь дело только с проверенными дилерами. В 2006 г. две испанские фирмы, Afinsa и Forum Filatelico, предлагавшие посредничество при инвестировании в марки, были обвинены в мошенничестве по схеме Понци. 350 тысяч их клиентов на выходе остались с 10% от первоначально вложенных средств.

Дожить до прибыли

Что же делать начинающему инвестору в марки? Можно следовать рекомендациям экспертов и формировать коллекцию-портфель самостоятельно. Например, специалисты Herrick Stamp Company,  ведущего американского филателистического дилера, считают беспроигрышным вариантом для  инвестиционной покупки "старую классику в безупречном состоянии" - марки Викторианской Британии и США, выпущенные до 1900 г. Это своего рода "голубые фишки". Кроме того, большой интерес на рынке сейчас существует к маркам стран Британского Содружества, французских колоний, Китая и Гонконга.

Дилер Stanley Gibbons предлагает инвесторам-непрофессионалам квалифицированное содействие в формировании марочного портфеля, предлагая ряд инвестпланов. Самый демократичный - Premium Portfolio Builder (PPB) – подбор 5-7 премиальных британских марок. План предполагает первоначальное вложение в 10000 фунтов при последующих ежеквартальных отчислениях в 1500 фунтов (еще в 2013 г. речь шла о 1000 и 300 фунтах, соответственно). В качестве вознаграждения за свои услуги дилер в  момент продажи марочного портфеля (через 5-10 лет) заберет 30% прибыли.

Собирание марок позволяет не только приобщиться к хобби аристократов, но и сделать выгодную инвестицию. Нужно только научиться отделять зерна от плевел  и из огромного массива знаков почтовой оплаты, выпущенных за их более чем полуторавековую историю, выбирать те, что способны дорожать. 99% марок не имеют инвестиционной полезности. Поэтому нужно обладать определенными знаниями и опытом, чтобы правильно идентифицировать истинно ценный 1%.

Покупка марок  не сулит быстрого обогащения. Но если вы достаточно терпеливы и удачливы, вы доживете до момента, когда кропотливо собираемая на протяжении многих лет коллекция будет стоить больше, чем вы на нее потратили.

А как у нас?

В России рынок коллекционных марок находится в полудиком зачаточном состоянии. По оценкам экспертов, объем филателистического рынка в нашей стране практически не меняется и колеблется у отметки 80 млн. долларов в год.  Тем не менее, интерес к маркам как к объекту инвестиций россияне проявляют. Есть «олигархические» коллекции, которые собираются «без души», специально нанятыми людьми, и преследуют цель извлечения прибыли. Такие коллекции постоянно выставляются, что стоит немалых денег, чтобы зарабатывать медали и дипломы, повышать свою внутреннюю стоимость и подспудно служить для владельцев еще одним атрибутом социального статуса. Есть массовое коллекционирование марок — увлекательное хобби, которое может иметь инвестиционный бонус.

Зарабатывать на марках могут не только олигархи, имеющие возможность покупать почтовые раритеты за тысячи долларов. Простейшая инвестиционная стратегия  — приобретение годовых комплектов отечественных марок. Такое собрание вам прибыли, конечно, не принесет, но вот для ваших детей и внуков вполне может стать подспорьем в трудные времена. Специалисты советуют также присмотреться к отечественным маркам межвоенного периода и  земским маркам.


Одна из самых дорогих отечественных марок - «Леваневский с перевернутой надпечаткой и малой «ф»» (Russia 1935 San Francisco surcharge inverted, small Cyrillic "f" in "San Francisco"). В июне 2008 г. на аукционе Cherrystone такая марка из коллекции Збигнева Микульского ушла за 625 тыс. долларов (с комиссией  аукционного дома – 718,75 тыс. долларов). На этой марке 1935 г. из серии «Спасение челюскинцев» изображен лётчик С.А.Леваневский. В августе того же года на марку была нанесена надпечатка «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935». Надпечатка была сделана, потому что выпустить специально запланированную к перелету серию не успели. На проданной марке надпечатка мало того, что перевернута, так еще и в названии «Сан-Франциско» буква «ф» строчная. Двойная типографская ошибка сделала марку ценным раритетом.

Было всего два марочных листа (по 25 марок) с перевернутой надпечаткой. В каждом из них оказалось по пять экземпляров с малой «ф». На сегодняшний день известно о существовании шести «Леваневских» с двойной ошибкой -  перевернутой надпечаткой и малой «ф». В мае 2007 г. аналогичная марка была продана на том же Cherrystone за 525 тыс. долларов. А вот «Леваневский» с перевернутой надпечаткой, но заглавной «Ф» в Сан-Франциско ценится уже меньше. На июньском аукционе  2008 г. 2 такие марки были проданы за 140 тыс. и 145 тыс. долларов.  Вот так, отсутствие второй типографской ошибки и большее число марок с дефектом только в виде перевернутой надпечатки снизили цену почти на полмиллиона долларов… В мае 2008 г. экземпляр "Леваневского" с перевернутой надпечаткой на Cherrystone был продан за 170 тыс. долларов. В июле 2006 г. аналогичная марка ушла с торгов за 48875 долларов.

Еще одна из самых знаменитых и редких отечественных марок  - «Широкая / жирная / пузатая Пятерка («1923 5r Wide "5" at bottom). Это марка из первой серии авиапочтовых марок, которая была выпущена в 1923 г. в честь открытия первой регулярной внутренней авиалиния Москва - Нижний Новгород. Серия включала в себя 4 марки с одинаковым изображением летящего самолёта Фоккер F-111 разных цветов с номиналом от 1 до 10 рублей.

Однако в обращение серия не поступила, поскольку воздушное сообщение было приостановлено на зимнее время. Только весной следующего года после переоценки и надпечатки новых номиналов марки появились в обороте.

В ходе печати серии на некоторых 5-рублевых марках цифра «5» оказалась заметно шире и ниже, чем на остальном тираже. Сохранилось менее 50 экземпляров этого раритета на белой и желтоватой бумаге. Негашеные и не имеющие надпечаток «Жирные Пятерки» несколько раз с 2007 г. продавались на аукционе Cherrystone Auctions. Рекорд цены, 75 тыс. долларов, был поставлен в сентябре 2008 г. Последняя продажа марки состоялась в декабре 2013 г., тогда экземпляр ушел за 50 тыс. долларов. Известно,  что в 2011 г. каталожная стоимость марки составляла 75 тыс. евро или 103 тыс. долларов.

На том же аукционе Cherrystone в июне 2008 г. 25-марочный лист авиапочтовых 5-рублевок 1923 г. с надпечаткой «10 коп. зол.» обошелся покупателю в 700 тыс. долларов.


 

Поиск

Архив записей