Если вы думаете, что инвестиции в футбол являются прерогативой толстосумов, вы ошибаетесь. Стать совладельцем некоторых клубов может любой желающий. На европейских биржах торгуются акции двух десятков местных футбольных клубов, так что с технической точки зрения проблем с тем, чтобы стать акционером итальянского Ювентуса, немецкой Боруссии или португальской Бенфики нет никаких. Вот только ожидания от подобных инвестиций нужно иметь правильные. Если вы футбольный болельщик, то статус акционера любимого клуба вполне может добавить вам остроты ощущений. Но вот заработать на этом будет тяжеловато.
Биржевое разочарование
Бесспорно, футбол - один из самых популярных и зрелищных видов спорта. По оценкам УЕФА, интерес к нему проявляют свыше 80% взрослых европейцев. И слыша о суммах заключаемых здесь рекламных контрактов, размерах трансферов и уровнях зарплат игроков, можно подумать, что это еще и сверхприбыльная индустрия. Однако это не так, вернее, не для всех. Футбол как бизнес позволяет хорошо зарабатывать клубным функционерам, игрокам, но вряд ли является хорошим вложением для рядового инвестора. Конечно, повторимся, если его не греет сам факт обладания частичкой любимой команды.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на динамику индекса STOXX Europe Football Index. Он рассчитывается по акциям всех европейских футбольных клубов, имеющих биржевое обращение. Сейчас это бумаги 22 клубов из 11 стран, в то время как в момент запуска индекса в апреле 2002 г. его расчетную базу составляли акции 33 клубов из 17 стран. О причинах этого «похудения» – чуть ниже.
22 клуба, акции которых сейчас составляют индекс STOXX Europe Football Index, по страновой принадлежности:
-
Германия (Frankfurt Stock Exchange): Боруссия Дортмунд
-
Италия (Borsa Italiana): Ювентус, Рома, Лацио
-
Турция (Istanbul Stock Exchange): Фенербахче, Галатасарай, Трабзонспор, Бешикташ
-
Португалия (NYSE EURONEXT Lisbon): Бенфика, Порту, Спортинг
-
Шотландия (London Stock Exchange): Селтик
-
Дания (NASDAQ OMX Copenhagen): Паркен спорт, Брондбю, Орхус, Силькеборг, Ольборг
-
Голландия (NYSE EURONEXT Amsterdam): Аякс
-
Франция (NYSE EURONEXT Paris): Олимпик
-
Швеция (NASDAQ OMX Stockholm): АИК
-
Польша (Warsaw Stock Exchange): Рух Хожув
-
Македония (Macedonian Stock Exchange): Тетекс
При запуске индекса пятерку его основных компонентов по весу составляли Ювентус, Манчестер Юнайтед, Лацио, Боруссия Дортмунд и Рома. Из них в нынешнем составе индекса остались четверо — акции МЮ после покупки клуба в 2005 г. американским миллиардером Малькольмом Глейзером перестали торговаться на LSE (второе биржевое пришествие «красных дьяволов» состоялось в августе 2012 г., но уже на NYSE). Интересно посмотреть, что же стало с ценой акций этой четверки за прошедшие с момента запуска индекса 13 лет. Акции Ювентуса на миланской бирже подешевели с 3,3 евро до 30 евроцентов (на середину апреля текущего года), акции Лацио - со 170 евро до 80 евроцентов, Ромы - с 3 евро до 55 евроцентов. Акции дортмундской Боруссии на Xetra снизились с 5,6 до 3,6 евро. Сам же STOXX Europe Football Index по итогам периода находится в минусе на 40%. Для сравнения, европейский фондовый рынок по индексу STOXX Europe 600 Index за последние 13 лет показывает прирост на 35%. За базовое значение футбольного индекса в 100 п. было принято его значение на 31.12.1991. В середине апреля 2014 г. он пребывал на отметке 87 п.... Вот такой убыточный футбол.
Специализированных фондов (взаимных или биржевых) на футбольный индекс нет. Так что инвестору, которого столь печальная динамика футбольных акций не останавливает, придется при выборе руководствоваться либо своими болельщицкими пристрастиями, либо изучать ситуацию в каждом конкретном клубе. Закономерностей здесь никаких нет, ведь главная черта футбольной экономики — непредсказуемость.
Логично ожидать, что чем успешнее выступает команда, тем больше ее заработки и тем выше капитализация. Но спортивные успехи не прогнозируются, да к тому же не всегда «синхронизируются» с финансовыми результатами и динамикой акций клуба, хотя должны быть для них фактором определяющим (исследования на эту тему можно почитать здесь).Посмотрим, к примеру, на Ювентус - один из старейших и самый титулованный итальянский клуб, единственный в мире, который выигрывал все международные турниры. В сезоне 2013/2014 команда в 30-й раз стала победителем чемпионата Италии. В текущем сезоне по состоянию на середину апреля она является лидером национального первенства по очкам. Однако спортивные успехи клуба плохо вяжутся с динамикой его акций. Их максимальные цены на уровне 3,5-3,6 евро были зафиксированы в первые месяцы после IPO, в декабре 2001 - январе 2002 года. Потом стоимость бумаг неумолимо шла вниз, к нынешним тридцати евроцентам. Кстати, аналогично печальные графики имеют и акции двух других итальянских клубов, Ромы и Лацио. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в этом марте бумаги Ювентуса начали дорожать и на середину апреля демонстриовали YTD на уровне 49%...
Будет ли это разворотом тенденции, особенно на фоне устойчивого улучшения финансовых показателей клуба, покажет время. В 2013-2014 финансовом году убытки Ювентуса составили 6,7 млн. евро, сократившись с 15,9 млн. евро годом ранее и 48,6 млн. двумя годами ранее. Доходы клуба растут третий год подряд, достигнув в прошлом финансовом году 279,4 млн. евро, что позволило Ювентусу занять 10-е место в последнем рейтинге самых богатых европейских футбольных клубов Deloitte Football Money League.
Вообще, именно на клубы с самыми высокими доходами было бы резонно обратить внимание при выборе футбольных акций. Логика проста: богатые клубы могут платить высокую зарплату тренерам и игрокам, т.е. иметь в активе «звезд». Наличие сильной команды является залогом успехов на поле. Хорошая игра на поле означает рост доходов - интерес зрителей и спонсоров повышается, права на трансляцию у чемпионов опять же стоят дороже. (В структуре доходов клубов из рейтинга Deloitte Football Money League в последнем сезоне 41% обеспечили коммерческие операции (спонсорская помощь, продажа атрибутики и пр.), 39% - продажа медиаправ и 20% - поступления от продажи билетов). В тридцатке самых богатых европейских клубов у шести акции торгуются на бирже. Это Манчестер Юнайтед, Ювентус, Боруссия, Галатасарай, Рома и Бенфика.
Посмотрим на Манчестер Юнайтед. Ему принадлежат рекорды по количеству побед в чемпионате Англии (20 титулов) и в Кубке Англии (11 побед). Клуб с момента основания Премьер-лиги не финишировал ниже третьего места, за исключением прошлого сезона 2013/14 - "красные дьяволы" оказались аж на седьмой позиции. Однако этот провал не помешал МЮ заработать в 2014 г. рекордные 518 млн. евро против 423,8 млн. евро в 2013 г. В августе 2012 г. клуб провел IPO на Нью-Йоркской бирже, разместившись по 14 долл. за акцию. В середине нынешнего апреля его бумаги торговались по 16 долларов.
А вот динамика акций Боруссии, вице-чемпиона Германии, в последнее время синхронизируется с турнирными достижениями, вернее, неудачами клуба. Размещение бумаг клуб осуществил в октябре 2000г. по цене 11 евро. Сейчас его акции торгуются по 3,5 евро. В сезоне 2013-2014 «черно-желтые» заработали рекордные 261,5 млн. евро, тогда как еще в 2005 году были на грани банкротства. В 2013 году клуб был финалистом Лиги чемпионов УЕФА. Однако в 2014 году Боруссия второй год подряд уступила первенство в Бундеслиге мюнхенской Баварии, да и сезон 2014-2015, стартовавший в августе 2014 года, начался для клуба неудачно. На начало апреля Боруссия по очкам занимает 10 место в Бундеслиге. В общем, рост ее акций с менее 1 евро в 2010 г. до 5 евро в середине 2014 г. прекратился, и цена пошла вниз. . .
Устойчивое проседание стоимости акций по сравнению с ценой IPO характерно для большинства футбольных клубов. Неспособность обеспечить рядовым акционерам ни дивиденды, ни капитальный прирост была одной из причин того, что многие клубы приняли решение о делистинге и переходе в частные, зачастую иностранные руки. Вот почему расчетная база индекса Stoxx Europe Football за время его существования сократилась на треть.
Были времена
Как рассказывают в своей книге ”Managing Football: An International Perspective” Син Хамил (Sean Hamil) и Simon Chadwick (Саймон Чедвик), среди футбольных клубов мода на привлечение капитала через вывод на биржу акций возникла в Великобритании в середине 1990-х. Этому способствовали создание Премьер-лиги в 1992 г. и находящийся на подъеме фондовый рынок. К 2000 г. на британских площадках торговались бумаги уже 22 местных клубов. Многие из них смогли увидеть подорожание своих акций после IPO: за 4 года, с января 1993 по январь 1997, бумаги сегмента выросли на 774%, в 10 раз переиграв фондовый рынок. Однако постепенно энтузиазм инвесторов по отношению к ним стал угасать. Уже к концу 1997 г. большинство футбольных акций торговались ниже цены своего размещения. Частично это было связано с недостаточным спросом на них со стороны институциональных инвесторов и низкими объемами торгов. Существующие держатели акций в основном покупали их, руководствуясь эмоциональными соображениями — таким образом им хотелось выразить преданность любимому клубу. И не желали с ними расставаться, не взирая на поведение их цены.
С 2000 г. начался обратный процесс - исход клубов с биржи и появление у многих из них богатого собственника. На сегодня розничному инвестору доступны бумаги только двух клубов Соединенного Королевства, британского МЮ и шотландского Селтика. До недавнего времени был еще один клуб, Глазго Рейнджерс, однако после того как он оказался на грани банкротства, имея огромную налоговую задолженность, и был исключён из состава участников Шотландской Премьер-лиги в сезоне 2012/13, его акции были сняты с торгов на LSE. Клуб был реорганизован, и теперь его акции торгуются на JP Jenkins - крупнейшей европейской площадке для бумаг, имеющих бросовую цену.
Монетизация слухов
Нужно сказать, что в ценовом поведении футбольных акций просматривается один шаблон: слухи о том, что к клубу присматривается какой-то богатый инвестор, обычно провоцируют скачок их стоимости. Так, в начале лета 2014 г. акции Боруссии за пару дней подскочили с 4 до 4,5 евро на информации о том, что Deutsche Bank выразил желание купить 10% акций клуба. Позже банк отказался от этого решения, и цена акций пошла вниз. Неудачно складывающийся для команды сезон только ускорил падение.
Еще пример: причиной резкого «выброса» футбольного индекса в июне 2003 года стал рост акций британских клубов МЮ и Астон Вилла на слухах о том, что они вслед за только что купленным Челси могут найти новых щедрых владельцев. И третий пример: акции Ромы, который в сезоне 2013-2014 по очкам занял второе место после Ювентуса в серии А, за 2013 год подорожали вдвое. Однако этот рост был обеспечен скачком стоимости в первой половине октября с 50 евроцентов до 1,64 евро из-за слухов о том, что купить клуб собирается некий китаец-миллиардер. Кстати, два других итальянских публичных клуба, Ювентус и Лацио, на эту информацию тоже отреагировали всплеском цены.
Осторожный оптимизм
Непредсказуемость спортивных успехов, которые далеко не линейно влияют на финансовые результаты клубов, низкая ликвидность, подверженность сильным колебаниям из-за любого события, имеющего отношение к жизни команды, а также зависимость от воли основных акционеров - все это делает футбольные акции весьма специфическим вложением.
Основная дилемма, которая сидит в экономике футбола, - что важнее для профессионального клуба: максимизация прибыли акционеров, как у любой другой коммерческой структуры, или же турнирные успехи, ради которых можно без оглядки влезать в долги. «Люди не инвестируют в клубы, чтобы делать деньги. Они делают это ради славы и имиджа, - говорит Клем Чеймберс, создатель финансового интернет-ресурса ADVFN . - Если посмотреть на историю публичных футбольных клубов, можно увидеть, что многие из них обанкротились. Это верный знак того, что их акции - опасное вложение».

Последний отчет союза продемонстрировал положительный эффект инициативы, принуждающей клубы жить по средствам. В отчете УЕФА за 2014 год констатируется, что убытки европейских клубов за прошедшие два года сократились более чем наполовину, с 1,7 млрд. евро до 800 млн. В 2013-14 гг. просроченные обязательства по платежам у 700 европейских клубов снизились до 8 млн. евро с 57 млн. в 2010-11 гг. Так что перспективы футбольных клубов как коммерческих предприятий перестают выглядеть однозначно мрачно.Тем более, что на футбол теперь принято смотреть более широко. Недаром Джек Ма, создатель Alibaba.com, так объяснил причины покупки в июне 2014 г. 50% акций местного клуба «Гуанчжоу»: «Мы инвестируем не в футбол, мы инвестируем в развлечения». А у этой индустрии большое будущее.